Решение задач бизнеса через определение проблемы, точки приложения усилий, спринт исследование клиентов, создания функционального прототипа и тестирования на реальных пользователях.

5 дней, которые решат
8 проблем твоего бизнеса

ДИЗАЙН-СПРИНТ

8 минут на прочтение

Оглавление

01
  • День 0. Планирование
  • День 1. Постановка проблемы
  • День 2. Генерация идей
  • День 3. Выбор решения
  • День 4. Прототипирование
  • День 5. Тест
03
02

01. Почему дизайн-спринт — это лучший способ сэкономить время и деньги?

Или как ускорить запуск нового продукта на 75%
В рамках Design Sprint предусмотрены четкие этапы принятия решений, начиная от определения проблемы до создания прототипа. Это содействует коллективному принятию ключевых бизнес-решений, повышая скорость реакции на изменения. Спринт минимизирует риск траты денег и времени впустую. Этот процесс либо подтвердит, либо поставит под сомнение твои гипотезы, позволяя принять правильное решение.
Design Sprint ориентирован на стимулирование творчества и разработку новых идей. О том, что такое инновации в бизнесе и почему им есть место в каждой компании, мы уже рассказывали в статье про прорывные продукты. Путем привлечения разнообразных участников и проведения интенсивных сессий исследования, методология способствует возникновению инновационных концепций и продуктов. Компании, использующие Design Thinking и Design Sprint, на 75% увеличивают скорость вывода новых продуктов на рынок.

Это практический путь от идеи до протестированного на реальных пользователях прототипа всего за 5 дней.

По своей сути он представляет технологию генерации инновационных решений с предсказуемой эффективностью. Предсказуемая эффективность подразумевает то, что за счет тестирования продукта на реальных пользователях и быстрого создания базово функционирующего прототипа бизнес в рекордно короткие сроки получает решения, заранее доказавшие свою работоспособность. Эта техника объединяет в себе ключевые принципы дизайн-мышления и lean startup и была разработана под крылом Google Ventures Джейком Кнаппом и Джоном Зерацки.

Каждый из 5 дней маршрута решает свой пул задач, постоянно анализируя полученные промежуточные итоги. Такой подход называется итеративным. В конечном счете какая бы сложная ситуация ни была, по истечении одной рабочей недели команда проекта точно будет знать, даст ли ее идея результат, а если нет, то куда конкретно надо смотреть и что поменять, чтобы он появился.

  1. Трудно ввести что-то новое, идеи не доходят до реализации:

2. Тратим кучу времени на согласования, а принятые решения оказываются не эффективны:

Design Sprint предлагает быстрый итеративный процесс разработки прототипов и тестирования, что позволяет избежать значительных затрат на создание продуктов, не соответствующих ожиданиям рынка.

3. Неправильно распределяем и инвестируем ресурсы:

Фокус на тестировании прототипов с реальными пользователями на ранних стадиях разработки помогает выявлять и устранять проблемы с пользовательским опытом, обеспечивая более удовлетворительный результат. Компании экономят деньги, выявляя и устраняя проблемы на ранних этапах разработки, а также инвестируя только в те идеи и функции, которые нужны потребителю.

4. Вкладываемся в разработку, но пользователям все равно неудобно пользоваться продуктом:

Проведение Design Sprint регулярно способствует постоянному потоку новых идей и инновационных решений, избегая замедления развития.

5. Зависаем и не придумываем нового и конкурентоспособного:

Практика дизайн-спринта предусматривает активное взаимодействие между участниками на всех этапах. Это способствует улучшению коммуникации и взаимопонимания внутри команды.

6 . Создаем только то, что сказал начальник, идеи “снизу” не проходят:

Благодаря раннему тестированию и итеративному подходу, спринт позволяет выявлять и устранять риски на ранних этапах, минимизируя непредвиденные проблемы в дальнейшем.

7. Долго разрабатываем то, что в итоге не нужно рынку:

Методология обеспечивает структурированный и ускоренный процесс, позволяя командам эффективно использовать ограниченное время, и выходить на рынок с конкурентоспособными продуктами. Всего за пять дней во время спринта небольшая команда выполнит необходимый объем работ.
Что важно, Design Sprint — это не только методология разработки, но и философия, содействующая эффективному и инновационному решению бизнес-проблем в условиях современного предпринимательского мира.

8 . Нехватка времени для разработки продуктов:

Как понять, что в вашем случае этот путь будет эффективен?
Мы выделили 8 проблем, которые дизайн-спринт способен решить:

Design Sprint

6+ лет международной практики
Используй матрицу "Определения проблемы".
Теперь, когда ты знаешь, для чего нужны дизайн-спринты, тебе понадобится несколько важных ингредиентов, чтобы сделать свой опыт успешным.

День 0. Планирование

Идеальный размер команды — 7-8 человек.
Ключевые роли:
Если участников набралось больше 7, остальные присоединяются в роли Экспертов.
  • Распорядитель — человек, принимающий решения, например, руководитель или продакт-менеджер. Важно, чтобы он принимал активное участие в забеге или по крайней мере назначил ответственное лицо, которое может принимать решения от его имени
  • Эксперты — руководители подразделений и специалисты, те, без кого нет понимания о функционировании компании.
  • Фасилитатор модератор, будет следить за временем, направлять дискуссии в нужное русло, подводить итоги. Важно, чтобы по возможности это был человек со стороны, например знакомый из другой компании.
Первое, что тебе нужно — важная проблема.
02. 5 дней трансформаций на примерах кейсов Кофемании, Сибур, 12 Storeez, Медси, Айкрафт и Peakstore

Подготовка - важна!

Второй ингредиент — участники спринта.

А если на этапе подготовки возникли сложности, чтобы ответить на такие базовые вопросы как “кто мой клиент?”, “что нужно рынку?” “сможет ли мой продукт принести пользу людям и бизнесу?” и многие другие вам может помочь исследовательский спринт. Исследования пользователей — это быстрый и надёжный способ за 3-4 дня ответить на эти важные вопросы. Это лучший способ проверить предположения без затрат времени и средств на запуск. Оно снижает риск и помогает твоей команде работать быстрее и увереннее.

День 1. Постановка проблемы

Начало Дизайн-Спринта — это не просто формальное совещание, где вы в очередной раз муссируете наболевшее, а настоящая командная работа. В этот день мы обсуждаем цели проекта и формулируем ключевые вопросы, определяем показатели, по которым в дальнейшем будем оценивать результаты спринта, а также анализируем текущее состояние бизнес-процессов, оцениваем user journey.

Один из ключевых моментов этого дня — создание карты спринта, в которой мы прописываем стейкхолдеров - всех действующих лиц проекта, список ключевых действий и линии взаимосвязей между ними. Это визуализация точек контакта с продуктом от начала до конца и возможностей для улучшения этих взаимодействий.
Вторая половина этого дня включает интервью с экспертами, в т.ч. вне команды, чтобы получить новые перспективы и взгляды. Во время выступления эксперта команда должна делать заметки с самыми ценными/интересными идеями. Как это делать — способ How Might We (“Как мы могли бы?”), подробнее рассказываем о ней на нашем интенсиве.

За один день реально определить настоящие потребности аудитории
Например, 12 Storeez на первом дне спринта смогли сформировать общее понимание о портрете целевой аудитории и ее потребностях. Выбрали 1 ключевую задачу из 8 и нашли 3 ключевых сценария для тестирования.

Или определить ключевой баг в бэк-процессах компании
Так, в кейсе СИБУР на первом дне спринта мы построили полный бизнес-процесс глазами всех стейкхолдеров (которых оказалось гораздо больше, чем можно подумать) из 40 шагов, нашли все ключевые разрывы и баги, и выделили 1 главный из-за которого в большей степени происходят проблемы.
Автор методики Джейк Кнапп подчеркивает, что в этот момент важно построить доверительные отношения в команде. Каждый должен чувствовать себя комфортно, делиться даже самыми безумными идеями. Так что первый день — это не только стартовая черта, но и момент, когда мы создаем атмосферу, согласовываем наши цели и находим точку приложения усилий. Именно эти 20% работы в конце концов дадут 80% результата.
Может показаться, что первый день это лишь болтовня и разогрев перед чем-то по-настоящему важным, но на самом деле грамотное проведение этого этапа само по себе дает настолько большой толчок в сторону решения проблем, что многие компании практикуют его как отдельную процедуру. Это называется сессия выравнивания.
Читай о ней в нашей статье.
Артефакты этапа:
  • Точка приложения усилий
  • Общее видение проблемы в команде

День 2. Генерация идей

Второй день дизайн-спринта — это квест по переходу от идей к конкретным действиям. Вы уже определили долгосрочную цель и сформулировали вопросы, на которые нужно ответить, чтобы ее достичь. Теперь вам предстоит подготовить несколько предварительных вариантов финального решения.

Каждому участнику после непродолжительной подготовки дается три минуты на презентацию своих идей. Не нужно изобретать велосипед. Ключ к успеху – в комбинировании и усовершенствовании уже известных идей. Модератор фиксирует удачные идеи в виде простых рисунков без каких-либо обсуждений. Так мы разрываем порочный круг бесконечных дебатов и делаем за неделю то, на что в обычном режиме ушло бы несколько месяцев.
Далее каждый член команды в одиночку создает свой т.н. “набросок финального решения”. Затем наступает время “сумасшедшей восьмиминутки”, участники схематично изображают на листе А4 восемь вариантов реализации лучшего из решений, намеченных ими в наброске. Лучшая идея из 8 зарисовывается и становится потенциальным вариантом решения.
Даже если задача осточертела, в ходе спринта у команды просто нет шансов не преуспеть в креативе

Вот и мы с клиникой Медси решали задачу, связанную с привычными паттернами поведения пациентов. В спринте участвовало 8 человек. За второй день мы нашли более 80 уникальных идей, а каждый из участников создал свой скетч решения или новый user story. Забегая вперед, у 4 участников спринта родилась идея в виде нового функционала в мобильном приложении, который мы в итоге и взяли в качестве прототипа, объединив эти 4 скетча и создав общий storyboard.

Артефакты этапа:
  • Storyboard проекта
  • Десятки перспективных идей

День 3. Выбор решения

В течение третьего дня из всего многообразия идей, представленных в виде набросков/скетчей, вы должны выбрать ту единственную, которая станет основой для прототипа. Развесьте все подготовленные накануне “наброски решения” на стене, как картины в картинной галерее. После краткого обсуждения “набросков” происходит голосование: каждый участник может отдать свой голос лишь одной понравившейся ему идее. Впрочем, это голосование проводится лишь для выяснения мнения большинства, так как окончательное решение принимает распорядитель проекта.

Если однозначного решения достичь не удается (например, распорядителей проекта двое и группа придерживаются разных мнений), вам придется либо скомбинировать две идеи в одном продукте, либо создать сразу два прототипа, либо устроить Kick-off (Королевскую битву), то есть тестирование нескольких вариантов, в результате которого оставляют 1 лучший.
Именно так мы выбрали оптимальную стратегию с оптикой Айкрафт

В третий день спринта в сети оптик Айкрафт возникла непростая ситуация, необходимость выбрать, какой прототип мы будем делать. Остановились на прототипе онлайн-кабинета оптики, с функциями отслеживания динамики зрения, хранения рецептов и назначений и т.д. Вот только в голосовании победили два противоположных варианта: личный онлайн-кабинет и семейный онлайн-кабинет. В первом случае пользователь видит и контролирует только свои данные, во втором следит за всей семьей. Так как решения были по одной теме, но с разным функционалом было принято решение сделать “Королевскую битву”, то есть протестировать оба прототипа.

Победил, кстати, семейный онлайн-кабинет.
Артефакты этапа:
  • Конкретные концепции, которые станут ядром будущего прототипа

День 4. Прототипирование

Четвертый день Дизайн-Спринта — это ключевой этап, на котором команда преобразует сгенерированные идеи в прототипы и подвергает их тестированию. Этот процесс не только придает форму абстрактным концепциям, но и предоставляет ценную обратную связь от потенциальных пользователей.

Команда делится своими идеями и подходами, рассматривая, какие из них могут быть наилучшим образом воплощены в прототипы, а затем переходит к созданию прототипов. Группа использует все свои знания, креативность и предыдущие исследования, чтобы разработать предварительные модели продукта. Эти прототипы не должны быть полностью функциональными; их цель – предоставить пользователям визуальное представление о том, как будет выглядеть и работать конечный продукт.

Есть много действительно интересных способов быстро протестировать концепцию без готового продукта.

Артефакты этапа:
  • Четкий план тестирования продукта
  • Рабочий прототип
Прототип не должен быть полностью функциональным продуктом или MVP. Например, в Peakstore мы запускали коммуникацию продавцов с клиентами в мессенджерах. Задача была быстро протестировать процесс от получения данных продавцом до реакции покупателя. Вместо сложных автоматизаций и написания кода, мы сделали процесс псевдоавтоматическим для продавца. Он получал список клиентов, в котором содержались ссылки в Вотсап, и варианты скриптов, по которым писал клиенту.

После ответа продавец отмечал результат коммуникации в той же табличке. Продавец думал, что списки клиентов формируются автоматически, так же, как и его отметки о коммуникации. На самом деле это делалось вручную. Так мы поняли, что процесс удобен продавцу, а клиент рад такой коммуникации. Сейчас этот процесс автоматизирован с помощью мобильного приложения, а результатом стал 15% retention клиентов.

День 5. Тест

На пятый день вашего спринта наступает момент истины. Вы узнаете, как потенциальные пользователи взаимодействуют с вашим прототипом, и сможете оценить, насколько вы приблизились к правильному пути.

Совет: Начинайте подбор участников для тестирования с понедельника, достаточно будет пятерых.
Артефакты этапа:
  • Ответы на поставленные в начале спринта вопросы
  • Прототипы, которые доказали свою эффективность
Каждое интервью проводится в формате неформального разговора, начиная с общих вопросов и заканчивая тестированием прототипа. Участники выполняют задания с использованием прототипа, рассказывая о своих впечатлениях. По завершении теста задайте им несколько вопросов о впечатлениях.

Хотя пятый день формально заканчивается, его влияние тянется в будущее. Знания, опыт и результаты тестирования становятся фундаментом для успешного запуска инновационного продукта на рынке и создания перспектив для будущего развития.
После проведения дизайн-спринта есть 3 варианта результатов, которые определят ваши дальнейшие шаги:
  1. Гипотеза подтвердилась. Большинство предположений сработало, сразу по окончании спринта вы можете приступать к разработке MVP.
2. Смешанные результаты. Самый частый итог. Часть гипотез сработала неплохо, часть нет. В таком случае мы смотрим, что надо доработать, от чего отказаться и с новыми данными включаемся в доработку продукта.
3. Провал. Гипотеза оказалась полностью неэффективна. Отметаем ее и радуемся тому, что не потратили деньги и время на создание неконкурентного продукта. Можно запустить спринт снова, сосредоточившись на цели превзойти предыдущую гипотезу в результативности.

Думаете, 5 тестов — это нерелевантная выборка для оценки прототипа? Посмотрите, мы сделали это в Кофемании.
За первые 5 интервью в Кофемании мы услышали от каждого клиента о том, что они хотят видеть определенные блюда, которые доступны только на завтрак весь день. Мы тут же протестировали это в паре ресторанов, поняли коммерческую выгоду и запустили 2 решения для клиентов. Читать больше об этом и других кейсах в нашей статье
6+ лет международной практики

А что дальше?

Здорово, что у нас уже есть результаты и мы точно понимаем, что работает хорошо, что не очень, на разработку каких решений стоит тратить время, а на какие - нет. Но как убедится, что мы снова не застрянем где-то, как довести все идеи из спринта до выполнения?

Как делать не надо: Айкрафт и огромная roadmap
Часто бывает, что во время дизайн-спринта рождается много классных идей и все их хочется реализовать сразу же, одновременно и желательно оперативно. Не всегда стоит поддаваться этому желанию. Так, у оптики Айкрафт в процессе работы над целями спринта мы создали объемную дорожную карту с кучей подзадач и целей. В итоге запланированные инновации отложились и команда затормозила, задачи не доводились до конца и глобально ничего не менялось. Мы провели дополнительную работу и выделили 2 ключевые идеи для реализации, в результате компания ускорилась в разработке и “дожала” концепции до результата.
Не стоит забывать, что вопрос времени может стать решающим фактором при введении инноваций, ведь со временем утрачивается актуальность проведенного исследования, а у конкурентов появляется больше времени на то, чтобы вас обогнать.

Вывод

Дизайн-спринт – не волшебная таблетка. А практическое применение проверенных методов создания продуктов и экспериментирования, таких как дизайн-мышление и lean startup. Он помогает бизнесу запустить маховик экспериментов, проверять идеи за короткий промежуток времени, основывая на реальных данных от пользователей.

Реальная ценность спринта - сокращение количества денег, потраченных дизайн и разработку, которые в противном случае могли бы занять месяцы или даже годы. Все, что было упрощено, не будет разработано, а значит, вы не потратите на это деньги. Вот рентабельность инвестиций в Design Sprint.

Компании по всему миру запускают дизайн-спринты, сессии выравнивания, исследовательские спринты, поэтому создают продукты и клиентский опыт, которые достигают большого успеха.

Время пришло запустить собственный спринт!

Спринт-стратегия позволяет пройти путь от первого дизайн-спринта до коммерческого MVP (минимально жизнеспособного продукта). Это трехмесячная программа, которая позволяет преодолеть разрыв от первоначального прототипа до исполнения и коммерческого результата.
Важно не только провести дизайн-спринт, а интегрировать полученные данные и достигнуть бизнес-результата.

Мы состоим в
международных сообществах и всегда рады делиться экспертизой

трех
Ты можешь оставить свой контакт и мы напишем тебе, чтобы обсудить запрос
Узнай подробнее

о форматах работы